«Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого и «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди имеют ряд отличий. 28 Некоторые из них:
- Сюжет и основная идея. 8 Коллоди стремился перевоспитать Пиноккио, чтобы он заслужил право быть настоящим человеком. 8 По ходу повествования характер персонажа меняется: из жестокого и своенравного деревянного человечка он превращается в живого мальчика, способного сочувствовать, любить и жертвовать собой ради других. 8 Толстой же не стремился перевоспитывать Буратино, поэтому тот так и остаётся куклой. 8
- Место действия. 2 Из итальянской сказки в «Золотой ключик» взята лишь Страна Дураков, все другие места (в том числе и Страна Трудолюбивых Пчёл) не введены. 2
- Морализаторство. 2 «Приключения Пиноккио» — произведение откровенно и насыщенно морализаторское, едва ли не каждый эпизод сопровождается пространными моральными сентенциями. 2 В «Золотом ключике» Толстой исключает из текста нравственные морализаторские сентенции, переполняющие «Пиноккио». 5
- Отцы персонажей. 8 Старик Джепетто у Коллоди хоть и выглядит немного странно и смешно, но всё-таки постоянно переживает за своего «сына», ищет его и старается ему помочь. 8 Папа Карло у Толстого, в отличие от Джепетто, не сажают в тюрьму. 2
- Враги и друзья. 8 У Пиноккио в книге Коллоди нет друзей и врагов. 8 Чтобы измениться, он должен преодолеть все невзгоды в одиночку. 8 Сильный антагонист, победа над которым сулит марионеткам право выбирать свою судьбу, появляется только в русской сказке. 8 Кукольник Манджафоко у Толстого превращается в жестокого Карабаса-Барабаса, а зеленоватый рыбак-водяной становится его «правой рукой» — Дуремаром. 8