Некоторые различия между традиционным пониманием темпа и его современным использованием:
Традиционное понимание: исторически не было грани между обозначением темпа и характера музыки. 4 Например, слова Lento, Largo, Grave, Adagio указывали скорее на характер исполнения, чем на скорость движения. 4 В музыке XVII–XVIII веков крупные длительности ассоциировались с медленным движением, мелкие — с быстрым. 2 Нотные знаки понимались в смысле абсолютной продолжительности во времени. 2
Современное использование: темп в современном понимании не тождествен скорости, но его количественную оценку можно определить математически как функцию двух аргументов: скорости и ритмической массы счётной доли. 2 В современной музыке обычно скорость движения на протяжении всей песни остаётся неизменной. 3 Но иногда встречаются композиции, где воспроизведение меняется от быстрого к более медленному и наоборот. 3 Особенно это характерно для творений классической эпохи. 3
Кроме того, в современной классической музыке некоторые композиторы подвергают сомнению идею последовательного, унифицированного, повторяемого темпа. 1 Например, в политемпоральных композициях намеренно используются исполнители, играющие с незначительно разной скоростью. 1