Разница между негативной и позитивной вежливостью заключается в их направленности и целях, согласно теории П. Браун и С. Левинсона. 3
Позитивная вежливость направлена на сближение собеседников и демонстрацию взаимных симпатий. 3 Это стремление возвысить позитивный облик собеседника, проявляя к нему интерес и симпатию, стремясь к взаимопониманию и согласию. 4 Пример: сделать комплимент собеседнику. 4
Негативная вежливость ориентирована на уважение личной автономии адресата. 3 Она предполагает избегание слов (а также жестов и интонаций), которые угрожают «лицу» или «территории» (например, личному пространству, личному времени) адресата (приказ, критика, некорректные вопросы, просьбы). 4 Если же «угрожающие слова» уже сказаны, негативная вежливость проявляется в их смягчении или исправлении — при помощи извинений. 4