Некоторые отличия приключенческих романов XIX века от современной приключенческой литературы:
В XIX веке наиболее распространёнными формами приключенческой литературы были историко-приключенческие романы и романы-путешествия. 4 Приключенческая проза того времени отличалась помещением героя в необычные, экзотические обстоятельства. 4 Как правило, этот эффект достигался с помощью мотива путешествия, часто морского как наиболее дальнего и опасного, или же с помощью временного смещения — перемещения действия в прошлое. 4
В начале XX века в связи с техническим прогрессом приключенческая проза видоизменилась. 4 Путешествия из необычайного и редкостного подвига превратились в обыденное и общедоступное явление, а приключения — из загадочных полумифических историй стали достоянием регулярных газетных выпусков. 4 В этот период сформировались основные подвиды приключенческой литературы, которые выделяются современными исследователями: детективы, научная фантастика, авантюрно-утопические произведения. 4
Современная приключенческая литература может включать в себя разные сюжеты, например, о героях, которые совершают отважные поступки и путешествуют в дальние уголки планеты, чтобы отыскать древние сокровища. 7 Также в современных произведениях могут быть истории о героях, которые сталкиваются с различными загадками и тайнами, как, например, в романах Дженна Лайонса «Имя всего Сущего» или Джеймса Роллинса «Ключ Судного дня». 7
Таким образом, приключенческая литература XIX века была ориентирована на необычные обстоятельства и путешествия, в то время как современная литература предлагает более разнообразные сюжеты, включающие в себя разные темы и ситуации.