Некоторые отличия музыкальной гармонии в европейской и неевропейской традициях:
В европейской традиции звуковой ряд делят на октавы, а каждую октаву — на 12 полутонов. 3 Тональность — фундамент для гармонии, она задаёт правила, по которым ноты и аккорды могут сочетаться друг с другом, чтобы звучать связно. 3 В европейской музыкальной теории есть два лада: мажорный и минорный. 3
В неевропейских традициях, например в музыке Востока, Африки, Америки, существует «синтетическое», недискретизированное представление музыки как единства логической структуры и способа её бытования. 1 Звукоряд приблизительный, можно даже сказать, что есть не звукоряд, а алгоритм его становления непосредственно в процессе исполнения. 4 Часто деление октавы богаче европейского (например, в арабо-иранской культуре — 17-тоновый звукоряд, в индийской — 22-тоновый). 4
Кроме того, в европейской традиции звуки фиксировались по высоте и протяжённости с математической точностью, каждый звук имеет своё строго фиксированное место в звуковом ряду. 2 В неевропейских традициях музыканты играют по слуху и памяти, не зная нотной грамоты. 2
Таким образом, в европейской традиции преобладает фиксированный подход к гармонии, основанный на тональности и ладах, в то время как в неевропейских традициях существует более импровизационный и приблизительный подход, где «тональность» определяется настройкой инструментов, а понятие «абсолютного слуха» отсутствует. 14