Отличие между классической фугой и фугой в романтическую эпоху заключается в её стилевых особенностях и использовании. 15
В классической фуге развитие уподобляется истолкованию, логическому доказательству выдвинутого тезиса — темы. 3 Во многих классических образцах вся фуга «выращивается» из темы, а развёртывание формы — процесс изменения первоначальной музыкальной мысли, в котором непрерывное обновление не приводит к иному образному качеству. 3 Классические фуги обычно имеют от трёх до шести голосов. 8
В фуге романтической эпохи фуга перестаёт быть самодовлеющей музыкальной формой, она сильно изменяется, переходя подчас в гомофонно-гармоническую по фактуре пьесу, утрачивая присущие ей качества. 5 Для музыки романтической эпохи характерно усиление внемузыкальной нагрузки на процессы драматургического развёртывания, концептуализация музыкального развития и символическая трактовка тематизма. 1
Таким образом, в классической фуге акцент делается на развитии первоначальной музыкальной мысли, в то время как в фуге романтической эпохи акцент смещается на расширение семантического поля формы, её трансформацию под влиянием новых образно-драматургических задач. 1