Некоторые отличия классической симфонии от романтической:
Структура. art-storona.ru Классическая симфония состоит из четырёх частей, которые взаимодополняют друг друга и идут в определённой последовательности. art-storona.ru Каждая часть имеет самостоятельный тематический материал. art-storona.ru Романтическая симфония может иметь разные формы, композиторы-романтики экспериментировали с сонатной и другими формами, часто сужая или расширяя их. art-storona.ru
Темп. dmsh5nsk.ru В быстрых первых частях классических симфоний (аллегро) воплощалось действенное начало. dmsh5nsk.ru Композиторы-романтики могли отдавать приоритет созерцанию, драматическое начало уступало место лирическому. dmsh5nsk.ru
Понимание музыкальной темы. dmsh5nsk.ru У классиков тема писалась в форме периода и воспринималась как мелодия, которой подчинялись гармония и фактура сопровождающих голосов. www.belcanto.ru Для романтиков характерна «многоплановая» структура темы, в которой роль гармонического, тембрового, фактурного «фона» нередко равноценна роли мелодии. www.belcanto.ru
Связь с литературой. dmsh5nsk.ru В творчестве романтиков получила развитие форма программной симфонии, связанной с определённой словесной, нередко поэтической программой, выраженной в названии или в эпиграфе. web.archive.org
Использование вокальных партий. web.archive.org После Девятой симфонии Бетховена композиторы чаще стали вводить в симфонии вокальные партии. web.archive.org
Медленные финалы. web.archive.org В романтических симфониях встречаются медленные финалы, невозможные в классическом симфонизме, например, в Шестой симфонии П. Чайковского, в Третьей и Девятой симфониях Г. Малера. web.archive.org
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.