Некоторые отличия итальянской и фламандской школ барочной живописи:
Итальянская школа характеризуется преобладанием настроений пессимизма и тревоги. 1 В картинах появляются повышенная эмоциональность, драматизация сюжетов, идеализация образных решений, гиперболичность, иррациональность, обилие аксессуаров и деталей, сложные ракурсы, световые и цветовые контрасты. 1 Основной жанр — библейско-мифологический, а сама живопись отличается монументальностью и репрезентативностью. 1
Фламандская школа, в отличие от итальянской, наполнена чувством клокочущей жизни и красочного богатства мира, ощущением стихийности силы человека и плодоносящей природы. 1 Для фламандской школы характерна определённая реалистичность, что отразилось в возникновении своеобразного «сельскохозяйственного барокко». 1
Ещё одно отличие заключается в том, что в Италии была распространена плафонная живопись, а во Фландрии её не было. 2 Для церквей писались большие эмоционально насыщенные алтарные картины, а для родовых замков и богатых городских жилищ — картины на мифологические сюжеты, парадные портреты, натюрморты, картины со сценами охот и т. д.. 2
Особенности фламандской школы наиболее полно и ярко проявились в творчестве Питера Пауля Рубенса, ставшего центральной фигурой фламандской живописи. 4