Некоторые особенности японской традиции рукописного шрифта (каллиграфии):
Разнообразие стилей. 1 Оно определяется не только формой иероглифов, но и используемыми инструментами, чернилами, а также манерой письма. 1 Выделяют несколько основных направлений: 1
Кайсё («правильное письмо», блочный шрифт). 1 Наиболее строгий и формальный вариант. 1 Характеризуется прямыми, чёткими линиями и правильным, почти геометрическим построением иероглифов. 1
Гёсё («путешествующее письмо»). 1 Полукурсивный стиль, более свободный и экспрессивный, чем кайсё. 1 Линии становятся более плавными и текучими, некоторые штрихи упрощаются или соединяются, что придаёт письму динамичность. 1
Сосё («письмо на траве»). 1 Курсивный стиль, наиболее свободный и абстрактный из всех. 1 В сосё иероглифы сильно упрощены, а штрихи часто сливаются в непрерывную линию. 1
Рэйсё (канцелярский шрифт, писцовый стиль). 1 Каждый штрих сильно преувеличен в начале и конце. 1
Тэнсё («малая печать»). 1 Формальный каллиграфический стиль, созданный для вырезания идеограмм на каменных табличках или памятниках, а также на декоративных штампах или печатях для обозначения права собственности. 1
Соответствие стиля начертания слов их смыслу. 3 Произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком. 3 Например, исторические трактаты — уставом, стихотворные сборники — тонкой, вытянутой в длину строкой скорописи, пьесы дзёрури — причудливо закрученной, плотной скорописью, растянутой в ширину и «приплюснутой» по вертикали. 3