Некоторые особенности воплощения пейзажной тематики в симфонической музыке:
- Звукопись. 1 В основе изображения пейзажа лежит имитация различных звуков: пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова), раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). 1
- Ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. 1 Например, в симфонической картине Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря. 1
- Использование средств выразительности, которые придают звучанию красочность, зримость, живописность. 3 Например, музыка импрессионистов способна передавать не только краски, но и блики, тени. 3
- Применение динамичных форм, которые создают иллюзию протекающего в реальном времени природного процесса. 2 Например, открытая форма не имеет ни сюжетно мотивированного начала, ни конкретизированного замыслом завершения. 2
Среди ярких примеров музыкальных произведений с пейзажной тематикой — цикл П. Чайковского «Времена года», где каждая из двенадцати пьес представляет образ одного из месяцев года. 3