Некоторые особенности тональностей с большим количеством бемолей и диезов:
- Малоупотребимость. 4 Некоторые тональности неупотребимы из-за слишком большого количества знаков при ключе. 4 Например, тональность Ре-диез мажор следовало бы записать с девятью знаками (два дубль-диеза, остальные диезы), но вместо неё используют Ми-бемоль мажор (три бемоля при ключе). 4
- Пересечения тональностей. 3 У тональностей с большим количеством знаков (в нижней части кварто-квинтового круга) происходят пересечения. 3 Например, фа диез мажор и соль бемоль мажор звучат одинаково, но имеют разное написание. 3 Такие тональности называются «энгармонически равные тональности». 3
- Использование энгармонических аналогов. 1 При значительном увеличении числа диезов или бемолей при ключе на запись идут энгармонические аналоги тональностей. 1
Чтобы запомнить тональности и количество знаков в каждой из них, используют кварто-квинтовый круг — систему, в которой каждая новая тональность отстоит от предыдущей на расстоянии чистой квинты (3,5 тона) вверх и чистой квинты вниз (или кварты вверх — 2,5 тона). 3