Особенности техники сграффито в керамике:
- Суть техники заключается в нанесении на основу одного или более цветов, отличных от цвета предшествующего слоя, и создании изображения путём снятия острым инструментом верхних слоёв заготовки соответственно наброску рисунка. 1
- В качестве покрытия используется ангоб. 2 Его наносят слоями, каждый последующий — после небольшой просушки предыдущего. 2 Толщина слоя около 1 мм. 2
- Технику можно использовать как на кожетвёрдом, так и на предварительно обожжённом изделии. 2 Разница лишь в том, что на сырце при процарапывании обычно удаляется часть глины. 2
- Процарапывать можно не один слой ангоба, а несколько — это позволяет получать разные эффекты. 2
- После нанесения рисунка изделие обжигают, покрывают бесцветной глазурью и снова обжигают. 3
Существует несколько способов реализации сграффито в керамике, от выбора зависит удобство работы и характерные черты рисунка: 1
- Резьба по сырому или кожетвёрдому. 1 Преимущество в том, что нанести можно любой ангоб. 1 Особенностью является мягкость получившейся поверхности, что позволяет удобнее сочетать сграффито с текстурированием нижнего слоя. 1
- Процарапывание по сухому (сырцу). 1 Популярный подход среди мастеров, так как не требует спешки и более удобен для детальной проработки композиции и отдельных элементов. 1 Благодаря возможности снимать инструментом тонкий слой, используется для многоцветных сграффито. 1
- Гравирование по бисквиту (утилю). 1 Требует навыка, но позволяет создавать более объёмные и дышащие картины. 1 Подобно рисованию карандашом на бумаге, гравировка тончайших линий создаёт рисунок из тонких линий, царапая уже не глину, а прочную керамику. 1