Некоторые особенности стихотворного слога Ломоносова:
- Использование сочетания стоп. vk.com Ломоносов предлагал строить стихи посредством сочетания двухсложных (хорея и ямба) и трёхсложных (дактиля и анапеста) стоп. vk.com Допустимо было совмещать двусложные стопы с трёхсложными в пределах одного стиха, но только однотипные — «восходящие» (ямб и анапест) и «нисходящие» (хорей и дактиль). vk.com
- Принцип эквиваленции стиховых рядов. vk.com Стиховые ряды Ломоносова были равны не числу слогов, а по числу реальных ударений. vk.com
- Использование разных типов рифмы. libq.ru Ломоносов предлагал три типа рифмы: мужскую, женскую и дактилическую. libq.ru Он мотивировал это тем, что ударение в русском языке может падать не только на предпоследний, но и на последний, а также на третий от конца слог. libq.ru
- Предпочтение ямбу. polka.academy libq.ru Определяющая ритмический рисунок ямбической стопы восходящая интонация соответствовала высокому статусу жанра торжественной оды. libq.ru
- Создание стиховой системы. polka.academy Ломоносов создал стиховую систему, которая в основе своей сохраняется и поныне. polka.academy
Также Ломоносов разработал теорию «трёх штилей», согласно которой наиболее «чистым» в языковом отношении оказывался высокий поэтический слог, складывающийся из славянских речений и речений, общих в русском и церковнославянском языках. cyberleninka.ru