Некоторые особенности стихотворного слога Ломоносова:
- Использование сочетания стоп. 1 Ломоносов предлагал строить стихи посредством сочетания двухсложных (хорея и ямба) и трёхсложных (дактиля и анапеста) стоп. 1 Допустимо было совмещать двусложные стопы с трёхсложными в пределах одного стиха, но только однотипные — «восходящие» (ямб и анапест) и «нисходящие» (хорей и дактиль). 1
- Принцип эквиваленции стиховых рядов. 1 Стиховые ряды Ломоносова были равны не числу слогов, а по числу реальных ударений. 1
- Использование разных типов рифмы. 4 Ломоносов предлагал три типа рифмы: мужскую, женскую и дактилическую. 4 Он мотивировал это тем, что ударение в русском языке может падать не только на предпоследний, но и на последний, а также на третий от конца слог. 4
- Предпочтение ямбу. 24 Определяющая ритмический рисунок ямбической стопы восходящая интонация соответствовала высокому статусу жанра торжественной оды. 4
- Создание стиховой системы. 2 Ломоносов создал стиховую систему, которая в основе своей сохраняется и поныне. 2
Также Ломоносов разработал теорию «трёх штилей», согласно которой наиболее «чистым» в языковом отношении оказывался высокий поэтический слог, складывающийся из славянских речений и речений, общих в русском и церковнославянском языках. 3