Некоторые особенности сонатной формы, используемой в симфониях венских классиков (Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена): pchel.net
- Взаимодействие тем и художественных образов. pchel.net Темы разделяются на главную и побочную, они либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. pchel.net
- Развитие тем проходит в три этапа. pchel.net Включает в себя экспозицию, разработку и репризу. pchel.net
- Главная тема звучит в основной тональности, которая и определяет название тональности всего сочинения. pchel.net Побочная тема обычно представлена в другой тональности — между темами возникает контраст. pchel.net
- В разработке темы развиваются дальше. pchel.net Они могут вступать во взаимную конфронтацию. pchel.net Иногда одна тема превосходит другую или становится невидимой. pchel.net
- В репризе темы переходят в начальное состояние. pchel.net Но побочная тема звучит уже в основной тональности, приходя к единству с главной. pchel.net
- Итоги развития иногда фиксируют в коде, но этот раздел не является обязательным. pchel.net
Для темы главной партии в произведениях венских классиков типичен активный характер, стремительность, моторика, инструментальная мотивная чеканность, сжатость изложения. worldofteacher.com