Некоторые особенности подготовки к выразительному чтению лирических произведений:
- Поиск верной интонации. 1 Интонация рождается не на основе простого логического рассуждения, а на основе глубокого проникновения в содержание текста и яркого представления этого содержания в воображении исполнителя. 1
- Настройка на восприятие текста. 1 Необходимо вызвать в сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения. 14 Также важно сообщить некоторые сведения об авторе и пояснить значения слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено. 14
- Работа над тембром речи. 1 Для этого используют музыкальное иллюстрирование, которое помогает ученикам уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств. 1 Также проводят беседу, направленную на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении всего стихотворения и отдельных его частей. 1
- Работа над темпом речи. 1 Для этого расставляют тактовые, фразовые, психологические, межстиховые паузы. 1 Особое внимание следует уделить межстиховой паузе, так как несоблюдение её ломает ритм стиха. 1
- Постановка логических ударений. 14 Ученикам предлагают найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будут выделять голосом при чтении. 1
- Учёт закономерностей стихотворной речи. 1 Необходимо учитывать размер стихотворения, его ритм, расположение и характер рифм. 3
При подготовке к выразительному чтению лирических произведений также используют тренировочное чтение: перечитывают вслух весь текст или его трудную часть до тех пор, пока не будет заминок и голос не начнёт звучать легко. 2