Некоторые особенности музыкальной композиции инвенций, на примере произведений И. С. Баха:
- Полифоническое мастерство и стройность формы. 12 Инвенции сочетают глубину содержания, богатство фантазии и разнообразие жанровых оттенков. 12
- Использование приёмов имитаций, канонов и двойного контрапункта. 2 Во многих инвенциях тема сразу сопровождается контртемой, что позволяет композитору применять при их повторении вертикальные перестановки. 2
- Контрастная динамика. 2 Возможны длительные нарастания, значительные кульминации, большие построения, исполняемые в одном плане звучания, или сопоставления контрастных разделов с различной тембровой окраской. 12
- Единый темп. 1 В произведении, как правило, должен быть единый темп, за исключением изменений, указанных автором. 1
- Наличие второй экспозиции. 1 Сначала звучит тема, ей сопутствует выразительное противосложение, затем идёт ответ в среднем голосе. 1 Следующая за ним интермедия важна для дальнейшего развития. 1
- Увеличение длительностей. 3 Например, последний кульминационный звук первого в разделе мотива изложен не восьмой длительностью, а половинной, да ещё и с акцентом над ней. 3 Такой приём укрупнения создаёт психологическое напряжение, ожидание разрешения инвенции. 3