«Эффект отчуждения» — художественный приём, который использовался в теории «эпического театра» Б. Брехта. web.archive.org vk.com Его назначение — показать явления жизни с необычной стороны, заставить по-иному посмотреть на них, критически оценить всё происходящее на сцене. vk.com
Некоторые особенности метода «эффекта отчуждения» в театральных произведениях:
- Нарушение иллюзии «подлинности» происходящего. spravochnick.ru Брехт стремился разрушить гипнотическое воздействие театра, не допускать возникновения сценических иллюзий. vk.com
- Использование зонгов и хоров. web.archive.org vk.com Они не всегда исполняются «по ходу действия», а часто подчеркнуто выпадают из него, прерывают и «очуждают» его, будучи обращены непосредственно в зрительный зал. vk.com
- Выбор условного места действия. web.archive.org Например, «сказочной страны», такой как Китай в пьесе «Добрый человек из Сычуани» или Индия в пьесе «Человек есть человек». web.archive.org
- Намеренно неправдоподобные ситуации и временные смещения. web.archive.org Также гротеск и смешение реального и фантастического. web.archive.org
- «Речевое очуждение». web.archive.org Использование непривычных и неожиданных речевых конструкций, которые приковывают к себе внимание. web.archive.org
Цель «эффекта отчуждения» — сделать так, чтобы зритель видел картину человеческого мира на сцене не такой, какой он видит её в жизни. www.gramota.net