Особенности лирических частей классической симфонии:
- Вторая часть — медленная, медитативного характера. 1 Она представляет собой осмысление драматических перипетий первой части — как отдых после бури или как необходимое, но медленное выздоровление после тяжёлой лихорадки. 1
- Основная тема этой части, напоминающая старинную балладу, спокойная, сдержанная, сочетающая певучесть с элементами маршевости. 4
Особенности трагических частей классической симфонии:
- Первая часть строится как трёхчастная форма, в которой сначала основные темы представляются слушателю, затем они претерпевают развитие и преобразование, и в конце концов возвращаются — либо в первоначальном виде, либо в каком-то новом качестве. 5 Например, если в экспозиции была лирическая побочная партия, то в репризе она становится трагической (если симфония написана в миноре) или, наоборот, героической (для мажорной симфонии). 1
- Финал симфонии становится кульминацией произведения, подготовленной всем ходом развития лирической идеи. 4 Он характеризуется оживлённым движением с чертами танцевальности и песенности, нередко в народном духе. 5