Некоторые особенности композиции симфонического произведения:
- Структура. 1 Обычно состоит из четырёх частей: первая — быстрая и энергичная, вторая — медленная и лирическая, третья — танцевальная, а четвёртая — быстрая и заключительная. 1
- Первая часть. 2 Для неё композиторы используют сонатное аллегро — одну из самых сложных музыкальных форм. 2 Она позволяет сопоставить контрастные и даже конфликтные образы, которые развиваются и в результате приобретают новый характер, новые черты. 2
- Вторая часть. 2 Задумчивая, лирическая, сосредоточенная, глубокая, иногда скорбная. 2 Это передышка после бурных событий первой части. 2
- Третья часть. 2 Жанровая танцевальная — менуэт или скерцо. 2 Третья часть обычно отвлекает от серьёзных проблем, напоминает об иных сторонах жизни: это минуты отдыха — игра, веселье, живые картинки народного быта. 2
- Четвёртая часть. 2 Финал, часто пишется в форме рондо («круг», «хоровод»). 2 Это итог всего цикла, вывод из всего, что было сказано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. 2 Музыка финала обычно устремлена вверх, она праздничная, ликующая, жизнеутверждающая, торжественная, победная. 2
Единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. 2