Некоторые особенности исторических ритмических форм в русской поэзии:
В XVII веке формы складывающегося русского книжного стиха были разнообразными и восходили к различным источникам: народной песне, церковному песнопению, народному стиху пословиц и присказок, скоморошему «раёшнику», ритмической прозе высокой церковной книжности. prepod.nspu.ru Утвердился силлабический стих, окончательные формы которого имели мало общего с исконным народным русским стихом. prepod.nspu.ru
В XVIII веке господствовал характерный «ритм XVIII века» — преобладание I стопы над II. www.livelib.ru Для этого периода характерно «закруглённое» построение строф: максимально ударны крайние строки четверостишия, минимально ударны средние. www.livelib.ru
В XIX веке характерно «заострённое» построение строф: от первой строки к последней средняя ударность плавно понижается. www.livelib.ru В этот период происходит выдвижение пятистопного ямба не только в драматургической поэзии, но и в лирической (Пушкин, Лермонтов, Тютчев и др.). stihi.ru
На рубеже XIX–XX веков возникает тенденция к ослаблению и расшатыванию стиховой организации. kartaslov.ru Силлабо-тоническое стихосложение сохраняет господствующее положение, однако рядом с ним развиваются формы стиха, промежуточные между силлабо-тоникой и тоникой (дольник, тактовик), формы чисто-тонического стихосложения (акцентный стих) и свободный стих. kartaslov.ru
В XX веке в употребление входят несиллабо-тонические размеры — дольник (3- и 4-иктный), акцентный стих (3- и 4-ударный) и другие. kartaslov.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.