Некоторые особенности исполнения горлового пения у тувинцев и алтайцев:
Тувинцы используют особый вид звукоизвлечения — хоректээр, где в качестве основного звукового источника выступает грудная клетка. 410 В тувинском горловом пении выделяют несколько основных стилей: 14
- Хоомей. 14 Считается наиболее певучим и музыкальным, а также самым простым в плане техники исполнения. 4 По звучанию напоминает звуки, издаваемые гобоем или кларнетом. 4
- Борбаннадыр. 4 Стиль похож на хоомей, но более ускоренный, а мелодии в нём имеют скачкообразный волновой ритм. 4
- Кыргыраа. 4 Является самым низким по звучанию и делится на два субстиля — хову каргыраазы (композиции из светлых нот с мягким звучанием) и степное каргыраа (имеет протяжное, мягкое и широкое звучание). 4
- Сыгыт. 4 Относится к одному из самых сложных стилей тувинского горлового пения. 4 Требует использования специальной техники звукоизвлечения, при которой главным органом управления является корень языка. 4
- Эзенгилээр. 4 Сформирован на основе стиля сыгыт и характеризуется особой неторопливостью и отчётливостью при распевании. 4 При таком пении исполнитель периодически выпускает воздух через нос. 4
Алтайцы исполняют горловое пение в стиле кай, который предназначен для исполнения длинных эпических сказаний. 8 Отличительная черта алтайского кая — это «горловое» пение всего сказания в сопровождении топшуура без остановки для пересказа. 3
Некоторые виды алтайского кая:
- Кону кай. 3 Особая манера исполнения горлового пения, которая сопровождает весь текст повествования сказания. 3
- Каркыра кай. 3 Исполняется сказителем низкой октавой, при описании путешествия героя в подземный мир, а также в сценах борьбы героя с противником и т. д.. 3
- Коомой кай. 3 Исполняется при помощи зажатых звуков, дополняет картины противостояния героя врагам, спуск в нижний мир и т. д.. 3
- Сыгырткыш кай. 3 Исполняется при помощи свиста, подчёркивает звуки природы и т. д.. 3