Некоторые особенности чувашского музыкального языка и вокальных традиций:
Особенности музыкального языка:
- Своеобразие мелодических образов. 1 В простых по форме и мелодическому развитию напевах народ выражал разнообразные чувства и переживания: сурово-эпические или полные глубокого драматизма, нежно-лирические или весёлые, спокойно-созерцательные. 1
- Использование секвенционных оборотов. 1 Развитие мелодии осуществляется посредством применения секвенционных оборотов или приёма вариантного изменения одной и той же попевки. 1
- Применение нисходящих квартовых ходов. 1 Они играют большую роль в мелодике старинных песен и придают им особое, эпическое звучание, «древний» колорит. 1
- Разнообразие метро-ритмического строения. 1 Используются двух-, трёх-, четырёх-, пяти-, шести-, семи-, девятидольные тактовые структуры, а также происходит смена одного типа тактовых размеров другими в пределах одной и той же песни. 1
- Значительная роль текстов. 1 Тексты чувашских народных песен имеют стихотворную основу с различным количеством строк в строфе различного слогового и ритмического строения. 1
Особенности вокальных традиций:
- Традиционное ансамблевое пение. 2 Это объясняется приуроченностью песен к общинным или семейным, то есть коллективным, обрядам. 2
- Богатство жанров. 4 Старинный фольклор включает песни бытовые, обрядовые, трудовые, песни социального содержания, исторические. 4
- Ладовая основа — пентатоника. 45 Часто в песнях представлены 2–3 пентатонных лада, что ведёт к расширению звукового состава до 6–7 звуков и образованию так называемого полутона на расстоянии. 45