Некоторые особенности чтения нот для голоса с аккомпанементом:
- Мысленный охват всего нотного и литературного текста. 1 Нужно представить характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, динамические градации. 1
- Целостный зрительный и слуховой охват всей партитуры. 1 Приступая к игре, нужно смотреть и слышать немного вперёд, хотя бы на 1–2 такта, чтобы реальное звучание шло вслед за зрительным и внутренним слуховым восприятием нотного текста. 1
- Использование указанных в тексте пауз и повторов фраз. 1 Это поможет подготовиться к тому, что следует дальше. 1
- Координация с солистом. 1 Зрением и слухом нужно следить за солистом и координировать с ним своё исполнение. 1
- Сокращение нотного текста. 1 Опытный концертмейстер умеет сокращать нотный текст, сохраняя при этом замысел композитора и не теряя целостности произведения. 1 Например, можно не играть отдельные звуки в широких аккордах, но нельзя сокращать ритмические и гармонические басы. 1
Хорошее чтение нот с листа не является врождённой способностью, а является результатом систематической тренировки. 2