Ария да капо — малая музыкальная форма, распространённая в эпоху барокко и характерная, преимущественно, для итальянской оперной школы. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
Некоторые особенности арии да капо:
- Трёхчастная форма. ru.wikipedia.org en.wikipedia.org Первая часть — законченная песня с аккомпанементом, заканчивающаяся в тонической тональности. en.wikipedia.org Вторая часть контрастирует с первой по своей музыкальной тональности, фактуре, настроению, а иногда и темпу. en.wikipedia.org Третья часть обычно не записывалась композитором, который просто отмечал инструкцию «da capo» (по-итальянски «из головы»), что означает «с самого начала», то есть первую часть следует повторить. en.wikipedia.org
- Импровизация. en.wikipedia.org От певца часто ожидали, что он будет импровизировать вариации и украшения во время третьего отделения, чтобы оно не было простым повторением первого. en.wikipedia.org
- Завершение каденцией. ru.wikipedia.org Третья часть и вся ария заканчивались каденцией, исполнявшейся без аккомпанемента. ru.wikipedia.org
Ария в форме рондо — тип оперного вокального соло, популярный в конце XVIII века. en.wikipedia.org
Некоторые особенности арии в форме рондо:
- Разделение на две секции с контрастирующими темпами. en.wikipedia.org Вступительная часть медленная и представляет тему, которая часто возвращается после контрастирующей секции, образуя узор ABA. en.wikipedia.org За этим следует заключительная более быстрая часть, начинающаяся либо с новой темы, либо с более быстрой вариации основной темы медленной части. en.wikipedia.org
- Использование рефрена. music-fantasy.ru www.belcanto.ru В основе формы лежит принцип чередования главной, неизменяемой темы — рефрена и постоянно обновляемых эпизодов. www.belcanto.ru
- Создание эффекта «вечного возвращения». musicseasons.org Оперные композиторы пользовались этой формой в тех случаях, когда хотели показать настойчивое возвращение героя к одной и той же мысли. operaeuro.ru