Особенности американской схемы рассадки музыкантов в симфоническом оркестре:
- Вдоль рампы располагаются первые скрипки (слева) и виолончели (справа). 2 Вторые скрипки сидят позади первых, альты — за виолончелями справа. 2 Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. 2 Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). 2 За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. 2 Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. 2 Арфы находятся с левой стороны от дирижёра. 2
Особенности немецкой схемы рассадки музыкантов в симфоническом оркестре:
- Группа виолончелей меняется местами с группой вторых скрипок, и контрабасы оказываются слева. 1
- Валторны сидят слева, а медные духовые — справа в глубине сцены. 1
- Ударные, как правило, расположены ближе к правой кулисе. 1
Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр. 2