Некоторые особенности восточной (например, китайской) традиции живописи по сравнению с европейской:
- Цель создания картины. 1 Западный художник, как правило, хочет выразить себя, его цель — вызвать у зрителя яркие чувства, эмоциональный отклик. 1 Китайский художник выражает не себя, а мир и его гармонию, его задача вызвать не эмоции, а, наоборот, состояние покоя и гармонии. 1
- Изображение пространства. 2 В европейской живописи сложилась система линейной перспективы с одной неподвижной позиции наблюдения, когда все удаляющиеся линии сходятся в одной точке на горизонте. 2 В китайской живописи изображение пространства всегда соотносилось с движением идей, поэтому пространство в картине имело характер умственных представлений, а не подобия зрительного восприятия. 2
- Цветовое выражение. 4 В китайской живописи цветовое выражение подчёркивает настроение и единство формы и духа, в то время как западная живопись фокусируется на общем цветовом выражении. 4
- Выражение чувств. 4 Западная живопись фокусируется на объективном изображении и эффектах перспективы, в то время как китайская живопись уделяет больше внимания выражению субъективных эмоций и естественной интеграции творческого процесса. 4
- Влияние на живопись научно-культурных явлений. 5 Для китайской живописи декларируется первостепенное взаимодействие с литературой, гуманитарными областями, для западной — с естественно-научными дисциплинами. 5