Некоторые аспекты новаторства творчества Александра Сумарокова:
- Жанровый универсализм. 1 Сумароков работал в разных жанрах: писал оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. 1
- Использование разнообразных метрических схем. 2 Сумароков дал образцы применения всех возможных метрических схем, ввёл вольный ямб (разностопный) с рифмами и без рифм в высокие жанры, осмелился писать чисто тоническими стихами вольного ритма. 2
- Стремление к «естественности». 2 Сумароков стремился создать иллюзию необработанного, неподготовленного высказывания поэта, стирал видимые границы между искусством и реальностью. 2
- Разработка басен. 2 Сумароков впервые в русской литературе дополнил отвлечённые общечеловеческие свойства басенных персонажей деталями, указывающими на принадлежность этих персонажей к определённой социальной среде. 2
- Изменение структуры драматических героев. 4 Сумароков утверждал новое понимание назначения человека — не для брани, славы, богатства, а для любви и мира — и право личности на свободу в интимной сфере бытия. 4
- Введение прямого показа событий. 5 В противоречие классицизму Сумароков вводил вместо рассказа о событиях, происходящих за сценой, их прямой показ, а также междуактный занавес и звуковые эффекты. 5
- Использование памфлетности. 5 Сумароков использовал комедийный жанр как средство борьбы со своими противниками. 5
Таким образом, творчество Сумарокова отличалось экспериментальностью, жанровым разнообразием и стремлением к простоте и естественности произведений 125.