Новизна операторского подхода на рубеже 1960-х и 1970-х годов заключалась в следующем:
- Перенос съёмок на натуру и использование реальных интерьеров. 1 Для запечатления реальной жизни применялись съёмка скрытой камерой, внутрикадровый монтаж, съёмка ручной камерой. 1
- Широкое распространение приёма «наблюдения» за объектами съёмки с помощью длиннофокусной оптики и объектива с переменным фокусным расстоянием. 1
- Смена подхода к созданию световой среды в фильме: зональное освещение сменялось на более естественное, чаще всего это был мягкий, рассеянный свет. 1
Некоторые операторы этого периода:
- С. Урусевский, В. Юсов, Г. Рерберг, Л. Пааташвили, Л. Калашников, П. Лебешев. 5
- Уиллис Гордон, которого коллеги прозвали «князем тьмы» за мастерство съёмки с минимумом осветительных приборов и выстраивание сложнейших партитур теней. 3 В своих самых ярких работах — «Крестном отце» Копполы и «Энни Холл» Вуди Аллена — он задал стандарт создания на экране напряжённой, мрачной и нервной атмосферы. 3