Несколько интересных упражнений, которые можно провести со студентами для развития актёрского и ораторского мастерства:
Для актёрского мастерства:
- «Зажимы по кругу». 1 Учащиеся идут по кругу. 1 По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, всё тело. 1 Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. 1 В таком состоянии предельного напряжения учащиеся идут несколько секунд (15–20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряжённый участок тела. 1
- «Зеркало». 1 Учащиеся разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. 1 Один из играющих делает замедленные движения. 1 Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». 1 Через некоторое время учащиеся меняются ролями. 1
- «Иероглифы». 3 Поводом для творчества становится стихотворный текст. 3 Суть упражнения в поисках визуального знака — иероглифа, воплощающего каждое слово стихотворения. 3 Выразительность и наглядность каждого «иероглифа» студенты проверяют, работая перед зеркалом. 3 Позже отдельные слова-знаки соединяются в строфы и превращаются в пластическое воплощение выбранного поэтического текста. 3
Для развития ораторского мастерства:
- «Если бы я был…». 4 Участники делятся на малые группы по 3–4 человека и выбирают себе любой предмет. 4 Пробуют погрузиться в его мир, воображая себя этой вещью, ощущают её характер. 4 От лица этой вещи рассказывают, как она себя чувствует в окружающем мире, о её заботах, прошлом и будущем, используя навыки публичного выступления. 4
- «Поиск недостающих ассоциаций». 4 Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. 4 Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. 4
- «Связанные слова». 6 Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). 6 На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т.д.). 6 Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. 6 Нужно сделать логичное выступление. 6 После выступления слушатели дают обратную связь. 6
- «Без остановки». 7 Задача упражнения в том, чтобы без подготовки непрерывно произносить монолог на определённую тему в течение 3–5 минут. 7 Паузы должны быть минимальными, а изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто участник произносит заранее подготовленную речь. 7