Романсы «Горные вершины» Антона Рубинштейна и Александра Варламова раскрывают разные музыкальные образы. 9
В произведении Рубинштейна возвышенный романтический образ поддерживается неторопливым темпом, мажорным ладом, прозрачной фактурой, четырёхдольным размером, негромкой динамикой, ясным гармоническим языком и плавной выразительной мелодией. 5 Низкие звуки в романсе передают глухой отзвук вечернего колокола, а низкий голос (баритон) — тихое и ровное движение, которое может ассоциироваться с молитвой. 2 В средней части звучит ровное тиканье ускользающего времени, а в финале — колокол, безбрежность ночного неба и земного простора, когда смотришь с горной высоты. 2
В романсе Варламова плавно мелодия помогает в раскрытии художественного образа — атмосферы тишины, умиротворённости. 1 Песенная повторность оборотов, простота гармонического сопровождения и мерное покачивание аккомпанемента придают романсу сходство с колыбельной — предвестием спокойного сна. 1 Каждый звук мелодии кажется наполненным внутренним светом. 1 Особой выразительностью отличается кварто-квинтовая попевка, завершающая все предложения: она звучит как ласково-убаюкивающая интонация, звучащая как утешение. 1
Таким образом, каждый из композиторов создаёт свой музыкальный образ, отражающий различные аспекты пейзажа и душевное состояние лирического героя.