Жизнь всех героев трилогии А. П. Чехова можно назвать футлярной, потому что они не способны выйти за рамки привычного образа жизни, отойти от навязанного обществом шаблонного мышления, попробовать что-то новое. 3
Вот некоторые примеры, как это проявляется в произведениях:
- В рассказе «Крыжовник». 1 Жизнь Николая Ивановича посвящена достижению единственной цели — усадьбы с крыжовником. 1 Когда герой получает желаемое, он осознаёт отсутствие других целей, что провоцирует его постепенную деградацию. 1
- В рассказе «Человек в футляре». 1 Жизнь главного героя строится на опасениях и страхах. 1 Он действует по принципу: «лишь бы ничего не случилось». 1 Это провоцирует постепенное отторжение окружающего мира, ставшего для него неизведанным. 1
- В рассказе «О любви». 1 Ввиду общественных канонов герои отказываются от борьбы за свои чувства. 1 Они скрывают любовь от окружающего мира и обманывают себя, стараясь продолжать вести привычную, футлярную жизнь. 1
Герои трилогии слишком поздно осознают свою ошибку и безысходный тупик «футлярной жизни». 3