Жанр «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина стал основой для театральных и кинематографических интерпретаций по нескольким причинам:
- Интерес к психологической проблематике. spravochnick.ru Поэт хотел в острой сюжетной ситуации с максимальной правдивостью и глубиной раскрыть человеческую душу, охваченную какой-либо страстью или проявляющую свои свойства в особых, необычных обстоятельствах. spravochnick.ru
- Использование театральных средств художественного воздействия. spravochnick.ru В «Маленьких трагедиях» автор чаще применяет чисто театральные приёмы (например, в «Моцарте и Сальери» музыка играет решающую роль в развитии сюжета). spravochnick.ru
- Использование культурных мифов разных эпох. www.culture.ru В композиции цикла угадывается намерение «поиграть» с культурными мифами разных эпох: «Скупой рыцарь» — это Средневековье, «Каменный гость» — Возрождение, «Моцарт и Сальери» — Просвещение. www.culture.ru
- Возможность для различных интерпретаций. www.art-talant.org Режиссёры могут создавать свои художественные концепции, зачастую имеющие иные смысловые доминанты, и делать классические произведения доступными для современного зрителя. www.art-talant.org
Например, в 1979 году вышел трёхсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий были присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». www.culture.ru