Трёхстишия хокку в японской поэзии появились без рифмы из-за особенностей фонетики японского языка. 13
К XIX веку сложилась фонетика, в которой было всего 5 гласных (а, и, у, э, о) и 10 согласных (кроме озвонченных). 13 При такой фонетической скудности интересная рифма была невозможна, и стихотворение держалось на счёте слогов. 1
Кроме того, на становление жанра повлияла религиозная философия, в первую очередь — дзен-буддизм. 2 Последователи этой философии воспринимали мир особым образом: поэт, пишущий хайку, жил «в моменте» и не использовал окружающую реальность как зеркало, отображающее тонкие переживания и душевные колебания человека. 2
Также важным принципом японского искусства была недосказанность, и хокку, будучи незавершёнными, побуждали читателя к сотворчеству в процессе развёртывания цепочки образов. 14