В XX веке увертюры стали реже использоваться в опере, потому что во второй половине XIX века идею симфонического пересказа содержания оперы постепенно вытеснило стремление подготовить слушателя к её восприятию. 12
На смену развёрнутой программной увертюре пришло более лаконичное вступление, связанное с образом лишь одного из персонажей оперы и выдержанное в одном характере. 12 Такие вступительные части уже не назывались увертюрами, а вступлениями, интродукциями или прелюдиями. 1
Кроме того, в XX веке увертюры чаще создавались как концертные произведения (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович). 3
Таким образом, сокращение использования увертюр в опере было связано с изменением их функции и структуры: от развёрнутых программных вступлений к более лаконичным и связанным с образом одного из персонажей оперы. 12