Четырёхчастная форма в классических сонатах для фортепиано чаще всего используется для достижения единства цикла. 3 Темповое и жанровое соотношение частей в таком произведении подчиняется определённой логике чередования медленных и подвижных разделов. 3 Без такой логики единство цикла нарушится. 3
Четырёхчастный цикл с контрастной последовательностью частей: медленно — быстро — медленно — быстро или наоборот, как правило, объединяется посредством тематических связей. 1 Особенно этот процесс тематических перекличек касается крайних частей цикла. 1 Также объединению цикла в единое целое способствует стройный тональный план, где крайние части написаны в основной тональности, а средние — в побочных. 1
Четырёхчастная структура стала стандартной для сонаты и сохранила своё значение при количестве частей менее или более четырёх. 4 В этих случаях произведение всё равно называется сонатой, но только с «опущенной» или «дополнительной» частью. 4