Смешение разных стихотворных размеров в классических произведениях может встречаться по нескольким причинам:
- Творческий замысел. 3 Авторы могут отходить от привычных требований и использовать строфы различной длины, чтобы изменить ритм, показать, как меняется настроение и интонация. 3 Также такой приём позволяет логически и по смыслу выделить наиболее важные слова, вынеся их на отдельную строку. 3
- Ритмические предпочтения автора. 4 При исследовании крупных произведений или больших подборок стихов на первый план выходят подсознательные ритмические предпочтения автора. 4 Однако в отдельных произведениях они могут нарушаться в зависимости от творческих задач. 4
- Родственность некоторых стихотворных размеров. 1 Например, хореи предрасположены к смешению с дактилями, так как и в дактилической, и в хореической стопах первый слог сильный, ударный. 1
Например, в стихах поэта-декабриста А. Одоевского каждое четверостишие, не считая припева, начинается дактилической строкой, за которой следуют три хореические. 1