В эпоху барокко медленные темпы имели другое обозначение, чем в современной музыке, из-за особенностей темпоритмической стороны исполнения барочной музыки. 1
В то время понятия «быстро», «умеренно», «медленно» имели относительное трактование. 4 Темпоритмическая сторона не подчинялась строгим правилам и допускала высокую степень свободы. 1
Некоторые факторы, влияющие на выбор темпа в эпоху барокко:
- Плотность фактуры. 2 Чем более сложны полифонические «события», тем больше вероятность медленного темпа. 2
- Разновидность инструмента. 2 Например, звуки темы, исполняемой на клавикорде, в медленном темпе без особого труда соединяются во фразу. 2 Для объединения фразы при игре на клавесине темп, по сравнению с клавикордным, должен быть несколько ускорен. 2
- Границы частей или разделов формы. 3 В каденциях темп замедляли, в пассажах ускоряли или замедляли. 3
- Внемузыкальные факторы. 3 Выбор темпа зависел от величины и акустики помещения, численности музыкантов. 3