Теория трёх литературных родов (эпос, лирика, драма) подвергается критике по нескольким причинам:
- Ограниченность критериев классификации. 2 Форма повествования не может считаться единственно надёжным критерием родового членения. 2 Например, В. В. Кожинов замечал, что «Божественную комедию» Данте по классификации Аристотеля пришлось бы назвать лирикой, но это эпическое произведение. 2
- Ненадёжность некоторых критериев. 2 Основание «субъективность/объективность», которое имеет решающее значение для различения лирики и эпоса, по отношению к драме работает ненадёжно. 2 Какие бы «привкусы» субъекта ни ощущались в драме, она в этом смысле гораздо больше похожа на эпос, чем на лирику. 2
- Отсутствие прямого соответствия между родовым содержанием и родовой формой. 4 В. Г. Белинский обнаружил случаи, когда нет прямого соответствия между этими понятиями: например, эпическое по форме произведение отличается драматическим характером, и наоборот. 4
- Невозможность учёта всех литературных произведений. 1 В традиционную триаду не вписывается, например, эссеистика, а также литература «потока сознания», где преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечатлений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. 1
Однако теория трёх литературных родов стала неотъемлемой частью науки о литературе и продолжает использоваться, хотя и с учётом перечисленных критических замечаний. 5