Теория трёх литературных родов (эпос, лирика, драма) подвергается критике по нескольким причинам:
- Ограниченность критериев классификации. prodaman.ru Форма повествования не может считаться единственно надёжным критерием родового членения. prodaman.ru Например, В. В. Кожинов замечал, что «Божественную комедию» Данте по классификации Аристотеля пришлось бы назвать лирикой, но это эпическое произведение. prodaman.ru
- Ненадёжность некоторых критериев. prodaman.ru Основание «субъективность/объективность», которое имеет решающее значение для различения лирики и эпоса, по отношению к драме работает ненадёжно. prodaman.ru Какие бы «привкусы» субъекта ни ощущались в драме, она в этом смысле гораздо больше похожа на эпос, чем на лирику. prodaman.ru
- Отсутствие прямого соответствия между родовым содержанием и родовой формой. www.sinykova.ru В. Г. Белинский обнаружил случаи, когда нет прямого соответствия между этими понятиями: например, эпическое по форме произведение отличается драматическим характером, и наоборот. www.sinykova.ru
- Невозможность учёта всех литературных произведений. libq.ru В традиционную триаду не вписывается, например, эссеистика, а также литература «потока сознания», где преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечатлений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. libq.ru
Однако теория трёх литературных родов стала неотъемлемой частью науки о литературе и продолжает использоваться, хотя и с учётом перечисленных критических замечаний. rustutors.ru