Тема мечты и веры в чудо является центральной в романтизме, потому что романтический идеал абсолютен и находится в вечном противоречии с преходящей действительностью. 1
Так возникает двоемирие, условная модель романтической вселенной, в которой реальность далека от идеала, а мечта кажется неосуществимой. 1 Часто связующим звеном между этими мирами становится внутренний мир романтика, в котором живёт стремление от уныния к прекрасному. 1
Вера в возможность осуществления чуда, например, проявляется в повести А. С. Грина «Алые паруса» и философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1
Таким образом, антитеза «мечта — действительность» в романтизме становится конструктивной и организует художественный мир романтика, становясь для него одновременно и важнейшим идеологическим, и важнейшим эстетическим принципом. 5