Симфонию №5 Бетховена называют «симфонией судьбы» из-за наличия в произведении «мотива судьбы» — сквозной темы из четырёх нот с характерным стучащим ритмом. 3
По свидетельству одного из биографов композитора, на вопрос о значении начального мотива симфонии Бетховен ответил: «Так судьба стучится в дверь». 35 Эта метафора оказалась очень меткой, и первые четыре ноты симфонии стали называться «мотивом судьбы». 5
Этот мотив выступает в роли ключевого элемента драмы, повторяясь в каждой из четырёх частей и действуя как основная идея, проводимая автором через всё произведение. 4
Кроме того, симфонию трактуют как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы, где четыре части произведения представляют собой этапы этой борьбы. 2