Симфонии Бетховена считаются вершиной развития жанра симфонии по нескольким причинам:
- Создание нового типа симфонизма. 4 В творчестве Бетховена появился конфликтный, героико-драматический тип симфонизма. 4 Впервые он воплотился в Третьей симфонии, затем в Пятой и Девятой. 4
- Возвышение симфонии до идейного уровня философии и литературы. 4 Бетховен первым придал симфонии общественное назначение, в его произведениях с наибольшей философской глубиной воплотилось революционно-демократическое мировоззрение композитора. 4
- Расширение оркестровых диапазонов. 2 Бетховен расширил диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. 2
- Работа над техникой варьирования и вариационной формой. 2 Бетховен усовершенствовал форму свободных вариаций, существенно обогатил традиционные типы варьирования. 2
- Нестандартное чередование частей. 5 Обычный принцип контраста Бетховен подчинил идее непрерывного образного развития, поэтому появилось нестандартное чередование частей: вначале две быстрые части, где концентрируется драматизм симфонии, а медленная третья часть подготавливает финал — итог сложнейших процессов. 5
- Введение слова в инструментальную музыку. 5 Бетховен ввёл слово в симфонию, это открытие впоследствии использовали композиторы XIX и XX веков. 5
Таким образом, каждая симфония Бетховена — новый, индивидуальный вариант жанра, каждая из них заключает целый мир философских идей, является итогом напряжённой работы мысли композитора. 3