Балет «Щелкунчик» Чайковского называют симфонией в танце, потому что композитор использовал симфонические приёмы для создания музыки, которая сочетает выразительность, изобразительность, театральность и глубокий психологизм. 12
Например, сцену роста ёлки в первом акте сопровождает музыка симфонического размаха: вначале тревожная, призрачная, она постепенно ширится и расцветает прекрасной бесконечно разворачивающейся мелодией. 2 Музыка тонко воплощает всё происходящее и в последующих сценах: окрики часового, барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары, мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика. 2
Также в партитуре балета Чайковский использовал новый для русской музыки второй половины XIX века инструмент — французскую челесту (клавишный металлофон). 1