Приём «роман-в-романе» стал популярным в кинематографе, вероятно, по нескольким причинам:
- Возможность показать знакомое произведение в новом ракурсе. nsportal.ru Такой приём используют, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально: из-за несоответствия объёмов или когда действие в книге замкнуто на внутренних переживаниях героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. nsportal.ru
- Синтез трёх искусств. cyberleninka.ru Экранизация, основанная на литературном источнике, сочетает в себе элементы литературы, театра и кино. cyberleninka.ru
- Вовлечённость зрителя. cyberleninka.ru В кино образы «прочитываются» и осознаются практически единовременно, благодаря чему зритель чувствует большую сопричастность, чем при чтении литературного текста. cyberleninka.ru
- Возможность передать авторское отношение к событиям и героям. multiurok.ru Например, с помощью закадрового текста режиссёр может прокомментировать, объяснить состояние героев и озвучить их мысли. multiurok.ru
Один из примеров использования приёма «роман-в-романе» — фильм по роману Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», где режиссёр Шлёндорф сосредоточился на истории любви Шарля Свана к Одетте де Креси, в которой в миниатюре отражается весь роман в целом. seance.ru