Пушкинские четверостишия (катрена) считаются эталоном стихотворной формы по нескольким причинам:
- Оригинальность структуры. science-start.ru Для романа «Евгений Онегин» Пушкин изобрёл особую строфу, которая стала самой ёмкой формой в русской поэзии. science-start.ru Она состоит из 14 строк 4-стопного ямба и включает три четверостишия и заключительное двустишие. science-start.ru
- Упорядоченная система рифмовки. m.ok.ru science-start.ru Пушкин определил свой порядок рифмы для каждого четверостишия. m.ok.ru Для первого он использовал перекрёстную схему: рифмовал строки через одну. m.ok.ru Для второго — парную, то есть рифмовал между собой первую и вторую строки. m.ok.ru В третьем четверостишии возникала опоясывающая рифма, в которой ритмически напоминали друг друга первая и четвёртая строки. m.ok.ru
- Сложное строение, отражающее смысловые части. m.ok.ru Обычно первое четверостишие выдвигает очередную тему, второе — развитие, третье — кульминацию, двустишие — концовку. m.ok.ru Это сложное строение делает онегинскую строфу как бы «стихотворением в стихотворении». m.ok.ru
- Звуковая гармония. ru.wikisource.org Стих Пушкина основывается на игре рифмами, аллитерациях и словесной инструментовке. ru.wikisource.org
Таким образом, пушкинская онегинская строфа с её сложной структурой и упорядоченной системой рифмовки стала примером совершенной стихотворной формы, что делает её эталоном для последующих поколений поэтов.