Посёлок Мстёра во Владимирской области считается центром лаковой миниатюры на папье-маше из-за исторических факторов, связанных с развитием иконописного промысла. 12
Иконописание зародилось в Мстёре ещё в конце XVII века, а к концу XIX века посёлок стал крупным иконописным центром в России, где насчитывалось более 30 мастерских и более 800 мастеров иконописи. 1
После революции 1917 года иконописный промысел стал приходить в упадок, и художники-иконописцы, потерявшие источник заработка, открыли для себя новый вид народного творчества — лаковую миниатюру. 14
Мастера адаптировали под неё иконописную технику письма темперными красками, что отличает мстёрскую лаковую миниатюру, например, от Палеха, где лаковую миниатюру традиционно пишут маслом. 5
Мстёрские художники выработали узнаваемый стиль, в котором большое значение имеет пейзаж, как это было и на мстёрских иконах. 5
Международное признание мстёрская лаковая миниатюра получила в 1930-е годы: артель «Пролетарское искусство» представляла свои работы на выставках в Милане, Париже и Нью-Йорке. 4