Поэма Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» считается ключевым произведением русского постмодернизма по нескольким причинам:
- Интертекстуальность. 14 В тексте присутствуют явные или неявные отсылки к другим произведениям, что характерно для постмодернизма. 4 Например, в поэме встречаются имена русских и зарубежных писателей, философов, композиторов, политиков, артистов, литературных и библейских персонажей. 3
- Аллюзии. 1 Автор использует смыслы, творчески переработанные через призму авторского сознания. 1 Например, в произведении есть аллюзии к Байрону, для которого тема бунтарства индивидуальности была центральной. 1
- Игра с культурными константами. 1 В поэме есть примеры игры со штампами советского официоза, например, эпизод с «коктейлями». 1
- Намеренное смешение высокой и низкой лексики и тематики. 1
- Проблематика противопоставления главного героя социуму и мирозданию. 1 Например, вечное путешествие из Москвы в Петушки, куда невозможно попасть, и смерть главного героя иллюстрируют хронотоп мифологического времени и закольцованной дороги. 1
- Игра с символами-архетипами. 1 Например, загадочные «четверо», убивающие Веничку, — одновременно и всадники апокалипсиса, и основатели «Единственно верного учения», то есть Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. 1
Всё это позволяет считать «Москву-Петушки» ярким примером постмодернистской прозы, обладающим многоплановостью и возможностью многочисленных интерпретаций. 5