Пение а капелла получило особое развитие в русской духовной музыке по нескольким причинам:
- Влияние западно-европейской музыки. dargomizhskiy.arts.mos.ru Постепенно в русской богослужебной музыке происходили изменения, связанные с влиянием западно-европейских образцов и вытеснением из неё старинных уставных напевов. dargomizhskiy.arts.mos.ru Центром и распространителем этих изменений становилась Придворная певческая капелла. dargomizhskiy.arts.mos.ru
- Влияние Дмитрия Бортнянского. dargomizhskiy.arts.mos.ru Композитор написал много духовных сочинений, среди которых наибольшей известностью пользовались концерты и «Херувимские песни». dargomizhskiy.arts.mos.ru Всё это музыка в итальянском стиле, но глубокое и искреннее религиозное чувство, наполняющее произведения Бортнянского, вызывало симпатию слушателей, и постепенно они распространились по всей России. dargomizhskiy.arts.mos.ru
- Интерес к традиционному русскому пению. dargomizhskiy.arts.mos.ru В XIX веке в русском обществе начал формироваться интерес к традиционному русскому пению и вместе с ним — протест против итальянских и немецких заимствований и влияний. dargomizhskiy.arts.mos.ru
- Работа Римского-Корсакова. dargomizhskiy.arts.mos.ru Композитор подготовил реформу богослужебной музыки, направленную на очищение и освобождение её от иноземных влияний, на восстановление подлинно русских традиций в православной Церкви. dargomizhskiy.arts.mos.ru
В России пение а капелла развивалось от анонимных монодийных образцов к многоголосным, преимущественно авторским композициям (произведения С. И. Беляева, В. П. Титова, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и других). m.pravenc.ru