Партия Мефистофеля в опере «Фауст» считается одной из сложных в оперной музыке по нескольким причинам:
- Интонационная «многоликость» персонажа. 1 Музыкальный образ Мефистофеля включает в себя разные интонационные «маски». 1 Например, в картине с поеданием слуги Мефистофель предстаёт как капризный клиент, в диалогах с Фаустом — как льстец, лишь притворяющийся любезным, а в финале оперы — как существо, порождённое геенной огненной. 1
- Специфика музыкальной характеристики. 1 Для описания Мефистофеля используются, например, резкое звучание деревянно-духовых инструментов, устрашающие аккорды меди, вихревые пассажи оркестра. 1
- Вокальный диапазон. 5 В арии Мефистофеля из кантаты Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» используется особый вокальный стиль: внизу — открытым, преувеличенно знойным и грубым эстрадным голосом, а вверху — «оперным», академическим. 5
Кроме того, Мефистофель — типичное для романтических опер олицетворение сверхъестественных сил, дьявол народной фантазии. 4