Партия Мефистофеля в опере «Фауст» считается одной из сложных в оперной музыке по нескольким причинам:
- Интонационная «многоликость» персонажа. dspace.kpfu.ru Музыкальный образ Мефистофеля включает в себя разные интонационные «маски». dspace.kpfu.ru Например, в картине с поеданием слуги Мефистофель предстаёт как капризный клиент, в диалогах с Фаустом — как льстец, лишь притворяющийся любезным, а в финале оперы — как существо, порождённое геенной огненной. dspace.kpfu.ru
- Специфика музыкальной характеристики. dspace.kpfu.ru Для описания Мефистофеля используются, например, резкое звучание деревянно-духовых инструментов, устрашающие аккорды меди, вихревые пассажи оркестра. dspace.kpfu.ru
- Вокальный диапазон. dzen.ru В арии Мефистофеля из кантаты Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» используется особый вокальный стиль: внизу — открытым, преувеличенно знойным и грубым эстрадным голосом, а вверху — «оперным», академическим. dzen.ru
Кроме того, Мефистофель — типичное для романтических опер олицетворение сверхъестественных сил, дьявол народной фантазии. www.prodlenka.org