Опера «Евгений Онегин» Петра Чайковского сначала вызвала критику в музыкальном сообществе из-за трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. 1
Некоторые критики отмечали следующие особенности произведения:
- «Несценичность» сюжета. 1 В опере не было типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов. 1
- «Современность» сюжета. 4 Оперы того времени чаще всего обращались к историческим событиям или мифологическим сюжетам, а «Евгений Онегин» — это реалистичное изображение русской жизни XIX века. 4
- Отсутствие эффектных событий. 1 Смерть одного из главных героев происходила в середине оперы, а не в конце, а сама постановка заканчивалась не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц. 1
- Однообразие музыки. 12 Некоторые коллеги, в частности Цезарь Кюи, заявляли, что музыка оперы однообразна и скучна. 12
Однако в целом критика в основном хорошо приняла «Евгения Онегина», резко отрицательно к нему отнесся только Кюи. 3