Образ Масленицы стал популярным в русском музыкальном театре благодаря интересу композиторов к истории, быту и обычаям русского народа, а также к сокровищам русского песенного фольклора. 1
Например, Н. А. Римский-Корсаков представил Масленицу в опере «Снегурочка» через массовую обрядовую сцену с хором «Прощай, Масленица». 1 Эта сцена не просто вводит в сюжет Масленицу как празднество, но воспроизводит её приближённо к настоящим Масленичным гуляниям со всеми их традициями. 1
Игорь Стравинский использовал русские мелодии, от простейших мотивов до народных песен, в балете «Петрушка», где действие первой картины происходит во время праздника Масленицы. 3
Кроме того, П. И. Чайковский создал фортепианную пьесу «Масленица» из цикла для фортепиано «Времена года», которая передаёт настроение весёлого праздника. 4